Могут ли УК, ТСЖ являться субъектами рассмотрения в Воронежском УФАС России по вопросу установления (навязывания) экономически необоснованных, существенно завышенных тарифов от среднерыночных в городском округе г. Воронеж за размещение оборудования связи интернет – провайдеров (операторов связи) в местах общедомовой собственности?

04 октября 2019, 14:37

Согласно пункту 3 части 1 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство регулирует отношения, в том числе по поводу пользования общим имуществом собственников помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Частью 1 статьи 20 ЖК РФ установлено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, установленных в соответствии с жилищным законодательством использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Таким образом, контроль за действиями (бездействием) управляющих организаций, товариществ собственников жилья осуществляется государственной жилищной инспекцией.
Согласно подпункту «а» пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила) состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений) - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
Пунктом 2 Правил определен состав общего имущества.
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Частью 2 комментируемой статьи установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 4 статьи 36 ЖК РФ по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
С учетом вышеизложенных норм, решение о размере тарифа за размещение оборудования связи интернет – провайдеров (операторов связи) в местах общедомовой собственности должны быть приняты собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников.
В случае, если такое собрание не проводилось и УК или ТСЖ самостоятельно установило такой тариф в таких действиях могут содержаться признаки нарушения жилищного законодательства, в связи с чем необходимо обращаться в органы жилищного надзора или суд.
Кроме того, учитывая, что УК или ТСЖ являются одной из форм управления многоквартирным домом добровольно выбираемой собственниками такого дома, указанные организации не могут быть признаны хозяйствующими субъектами занимающими доминирующее положение в смысле ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».
В связи с этим, в сложившейся ситуации, УК и ТСЖ не являются субъектами отношений, регулируемых антимонопольным законодательством.

Наверх